• modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/1.jpg
  • modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/2.jpg
  • modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/3.jpg
  • modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/4.jpg
  • modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/5.jpg
  • modules/mod_lv_enhanced_image_slider/images/demo/6.jpg

Педагогический совет

 

Педагогический совет

Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. Педсовет как высший орган руководства всем образовательным процессом решает конкретные задачи учреждения образования. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете школы. Он создается во всех школьных учреждениях. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет – центральное звено в организации всей методической работы, "школа педагогического мастерства".

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане школы. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения. Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей. Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива школы для повышения уровня образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта. Функции педагогического совета: определяет направления образовательной деятельности школы; отбирает и утверждает образовательные программы для использования в школе; обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности школы; рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;  выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;  рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;  заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ. Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

image002В постоянный состав педсовета МБОУ СОШ № 12 входят директор школы Л.В.Плеханова (председатель), её заместители, все учителя, педагоги дополнительного образования, организаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь,  председатель общешкольного родительского комитета.

image004image006

 

 

 

 

 

 

Задачи педагогического совета (педсовета):

 

·                     рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работы;

·                     демократизация системы управления школой;

·                     объединение усилий педагогического коллектива школы на повышение уровня учебно-воспитательной работы;

·                     внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта;

·                     обсуждение, утверждение и организация выполнения планов всех подразделений и служб школы (методических лабораторий, зам. директора по учебно-воспитательной работе, службы психолога и др.), контроль за санитарно-гигиеническим режимом школы, психолого-валеологическим климатом, состоянием здоровья учащихся и другими вопросами жизни и деятельности школы;

·                     принятие решений о создании клубов, студий и других объединений учащихся, допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс, выдаче свидетельств и аттестатов о среднем образовании, поощрениях и взысканиях.

 

 

Функции педагогического совета (педсовета):

image008

  • рассматривает спорные вопросы, возникшие между педсоветом и директором школы, между педагогами, между педоветом и советом школы, органами самоуправления учащихся и их родителей. При необходимости создает согласительную комиссию с конфликтующей стороной и принимает по результатам ее работы необходимые решения;
  • определяет организационную структуру педагогического коллектива в соответствии с нормативными документами школы, утверждает распределение должностных: обязанностей между директором школы и его заместителями (по представлению директора);
  • производит выбор различных вариантов содержания образования, развития и воспитания учащихся, форм и методов учебно-воспитательной работы с ними;

·         рассматривает вопросы взаимодействия с органами ученического и родительского самоуправления, с советом школы;

·         утверждает основные направления самоуправленческой деятельности коллектива школьных работников, руководителей органов его самоуправления;

·         рассматривает вопросы, связанные с осуществлением коррекционно-воспитательной и образовательной работы с учащимися, выставлением им итоговых оценок, проведением учебных занятий, зачетов и экзаменов;

·         утверждает состав методического совета, показатели определения квалификационной категории педагогов в деятельности аттестационной, комиссии, утверждаемой директором школы;

·         по ходатайству методических объединений принимает рекомендации директору школы о предоставлении педагогам права работать в режиме доверия и самоконтроля;

 

 3 ноября  в школе проходил педагогический совет по теме «Мониторинг формирования УУД в соответствии с ФГОС НОО и ООО»

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

1. Построение системы мониторинга формирования УУД (Е.Н.Прокудайло)

2. Система мониторинга формирования УУД в начальной школе (Е.В.Старицкая)

3.  Мониторинг формирования УУД учителя предметника (Е.В.Абрамова)

4. Проблема оценки уровня сформированности личностных УУД учащихся (С.И.Прохоров).

 

image010image012image014

 

 

 

 

 

 

 

«Совершенствование системы мониторинга оценки качества образования

 с учётом способностей,  интересов обучающихся в рамках реализации ФГОС

 

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных достижениях самих учащихся, деятельности педагогических работников. Обработка, анализ и интерпретация полученной информации поможет вырабатывать политику и принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования на разных уровнях (школьном, региональном, федеральном).

  Понятие «мониторинг» пришло в педагогику и социологию из экологии. В экологии «мониторинг» - это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.

Что же такое «педагогический мониторинг»?

«Педагогический мониторинг - это системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций саморазвития образовательной системы, включая её цели, содержания, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива». 

В настоящее время существенной особенностью мониторинга и диагностики является определение не только предметных, но и метапредметных достижений обучающихся.

Цели педагогической диагностики и мониторинга в настоящее время состоят именно в изучении и измерении личностных, предметных и метапредметных достижений школьников, которые позволят оценивать результативность обучения и успешность обучения на последующих этапах.  

   В рамках мониторинга при традиционной системе образования обращали внимание на необходимость выполнения образовательных программ, на оценку успеваемости всех обучающихся. В течение многих десятилетий преобладала внутренняя оценка качества знаний, например, во всем предметам прослеживается успеваемость, качество знаний, средний балл, степень обученности по предмету. Качество работы образовательного учреждения и каждого учителя, как правило, определялось по количеству выпускников, поступавших в ВУЗы.

К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают низкий уровень самостоятельного учения, самостоятельного добывания необходимой информации. Так по результатам ГИА 2015 в нашей школе получены низкие результаты в сравнении со средними данными по Гатчинскому муниципальному району и ленинградской области.  Администрацией школы проведён анализ и приняты меры по коррекции качества предметной обученности, но и возникла ещё одна проблема – неумение учителей правильно анализировать работы учащихся, составлять аналитические отчёт. Низкие показатели являются поводом для рефлексии результатов деятельности, переосмысления педагогического опыта, постановки новых педагогических задач. 

Как и каким образом должна изменится такая ситуация в связи с переходом на ФГОС второго поколения? Чем должен отличаться мониторинг осуществляемого в условиях введения нового стандарта? Нужно искать ответы на эти вопросы. Готовы ли учителя-предметники работать по ФГОС ООО, какие существуют риски работы для учителей и учащихся основной школы.

Для учителя это:

- перегруженность отчетами;

- неумение увязать теорию с практикой;

- обилие и категоричность ценных указаний;

- авторитарность в преподавании;

- незнание требований ФГОС, их разночтение;

- чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе.

Все это влияет на настроение учителя.

Для ученика это:

- неумение работать с литературой;

- риск перегрузок;

- беспомощность в выборе пути решения вопросов;

- привычка быть ведомым;

- завышенный уровень притязаний;

- неумение формулировать цели.

Поэтому для реализации ФГОС в основной школе учителю необходимо изучить все методические рекомендации по предмету, знать все инструментарии. Знать, что во ФГОС прописана новая цель образования, новые технологии, средства обучения и, конечно же, новые требования к системе оценивания; и мониторинг нужен в первую очередь для того, чтобы обнаруживать и решать наиболее острые проблемы, чтобы анализировать и корректировать образовательный процесс, а не для оргвыводов.

Мониторинг – это механизм, который поможет нам в достижении конечного результата, не более того.

Метапредметный результат – это развитие способностей

Мониторинг метапредметных УУД основан на следующих теоретических и методических положениях:

1. Уровень сформированности УУД показывает степень владения учеником определенными культурно значимыми способами построения деятельности, общения, мышления или оценки. Формирование УУД зависит от того, каким образом организована учебная деятельность ребенка, и происходит в ходе последовательных стадий, характеризующихся определенным уровнем осознания учащимся своей деятельности.

2. Мониторинг осуществляется на основе системы специально разработанных заданий. Сформированность каждого УУД проверяется на материале двух и более учебных предметов.

3. Результаты мониторинга позволяют судить о продвижении к достижению планируемых результатов освоения начального общего образования, определенных стандартом, как отдельного учащегося, так и группы учащихся в целом.

Целью мониторинга является получение обратной связи. Диагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегию достижения каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

 

«Как правильно организовать мониторинг ?»

     Основными документами, которые позволяют нам определить место, роль, особенности и функции оценки и мониторинга является ФГОС ООО.

К сожалению, новыми стандартами не разработаны материалы (таблицы, бланки, оценочные листы и т. д.) для фиксирования показателей диагностики формирования и развития метапредметных и личностных результатов. Что затрудняет отслеживание показателей развития школьника на протяжении всего обучения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные  условия для достижения качественного образовательного результата.

Функции психолого-педагогического мониторинга:

1.      Диагностическая

   Определение уровня развития того или иного умения.

   Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям  и в целом.

2.    Оценочная

   Описание  критериев эффективности  решения поставленных задач (что такое «хорошо»).

3.    Контрольная

   Описание и определение критериев успешности работы учителя.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у  школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1.      Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных, предметных и метапредмных достижений;

2.      Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.      Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.   Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного образования;

5.     Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного образования школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.  Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на основной ступени образования.

 Содержание мониторинга:

   Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения

   Технологические карты формирования УУД   школьников

   Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД

   КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик

   КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы

   Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для ребёнка и на весь класс)

   Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей   формированию УУД школьника

В ходе диагностики учитель должен определить наиболее эффективные педагогические средства и приёмы.

Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения учебного процесса, обработки получаемых результатов.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, является основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка.

Начинается эта работа с первых дней обучения в основной школе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в 5 класс. Поэтому в начале сентября необходимо проводить стартовую диагностику. Она основывается на результатах мониторинга общей готовности пятиклассников к обучению в основной школе, результатах оценки их предметной готовности к обучению. Можно проводить диагностику одаренности учащихся. Результаты диагностики позволяют поставить педагогические задачи на адаптационный период.

Далее мониторинг проводится 1 или 2 раза в год, в конце апреля каждого учебного года. В 5 классе проводится 3 диагностические процедуры: в сентябре, в декабре и в апреле.

По итогам диагностик проводится анализ полученных результатов, который дает возможность педагогу, родителям  и самому ученику видеть уровень его индивидуального развития и степень соответствия на данный период обучения портрету выпускника, который чётко определён новыми образовательными стандартами и программой духовно-нравственного развития и воспитания.

На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

Ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ученика.

Результаты диагностических работ заносятся в Карты индивидуального развития обучающихся, которые вкладываются в Портфолио учащихся.

Такая организация мониторинга на уровне учреждения позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по ступени обучения. Позволит получить информацию для определения изменений в системе работы школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к результатам и системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

Диагностика и мониторинг предметных результатов.

 Освоения содержания учебных предметов - это предметные результаты.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

 Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. В числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы. Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных  заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

 

Диагностика и мониторинг метапредметных результатов

 Формирования универсальных учебных действий – это метапредметные результаты.

 Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные: управление своей деятельностью;  контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:  речевая деятельность; навыки сотрудничества.

Познавательные:  работа с информацией и учебными моделями;   использование знако-символических средств, общих схем решения;   выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.

 Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

·        решение задач творческого и поискового характера;

·        учебное проектирование;

·        итоговые проверочные работы;

·        комплексные работы на межпредметной основе;

·        мониторинг сформированности основных учебных умений;

Ø портфолио и др.

Методами оценки метапредметных результатов являются:

·        наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,

·        оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,

·        тестирование

·        оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,

·        оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

·        портфолио обучающегося;

·        выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Диагностика и мониторинг личностных результатов

Ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания  то  личностные результаты.

 Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

 

Литература

1.ФГОС ООО (пункт № 12) Система оценки достижений планируемых результатов.

2 «.Оценки достижения и технология оценивания планируемых результатов» (начальное общее образование) Д.Данилов.

3.Критерии оценки деятельности учителя, реализующего ФГОС НОО.

4.. «Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС».Вебинар( Webinar.ru) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения».

5. « Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога?». Видеолекция («Всероссийский интернет- педсовет») Е.Ямбург.п.н. академик РАО, директор ЦОН.

6. «Новая эффективная дидактика» Н.Ф.Леонов « Самоконтроль и самооценка знаний учащимися-средство активизации их познавательной деятельности».

 Приложения

 Внутренняя оценка – процедуры, организуемые и проводимые самой школой (силами учащихся,  педагогов, администрации, общественностью, родителями). Полученные данные используются для выработки оперативных решений и лежат в основе школьного планирования. Примерами такого вида оценки могут быть: самооценка субъектов образовательного процесса, самооценка школы, школьный мониторинг, сбор статистических данных, опросы родителей, оценка учебных предметных программ.

Внешняя  оценка – проводится органами управления образованием, различными специальными организациями, занимающимися оценкой качества образования. Ее результаты публичны и позволяют не только определять собственный прогресс за определенный промежуток времени, но и сравнивать свои достижения с другими школами в муниципалитете, регионе, стране.

Примерами такого вида оценки являются: государственные экзамены, государственная инспекция, внешний независимый (общественно-профессиональный) аудит, мониторинговые  исследования, в которых школа принимает участие.

При реализации основной образовательной программы основного общего образования в этой системе оценивания предлагается учитывать следующие виды  оценки образовательных  результатов школьников:

оценку готовности  к обучению на их «переходе»  из начальной в основную школу;

оценку индивидуального прогресса учащихся  в ходе  непосредственного образовательного процесса;

промежуточные мониторинговые исследования  регионального уровня по оценке формированию  метапредметных (компетентностных) образовательных результатов подростков;

формативное (формирующее)  оценивание для  обучения;

оценку  внеучебных достижений школьников;

итоговые  интегрированные  проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты, а также  социальный опыт подростков;

итоговую (государственную) аттестацию выпускников основной школы.

 Во внутреннем оценивании на уровне школы к системе оценивания предъявляются требования выстроить технологически инструментарий, обеспечивающий соблюдение следующих ключевых принципов:

принцип индивидуализации образования и оценки его результатов;

преемственность результатов образования на ступени основного общего образования с результатами других ступеней общего образования;

объективность оценки;

агрегируемость (или накопляемость) результатов оценки.

Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества основного общего образования на уровне школы должны быть максимально просты и сводиться к трем типам:

балльная оценка;

уровневая оценка;

бинарная оценка.

Для реализации этих механизмов фиксации результатов мониторинга необходимо выстраивать систему индикаторов трех типов:

индикаторы результатов;

индикаторы процессов;

индикаторы ресурсов.

Индикаторы результатов должны фиксироваться либо балльной оценкой (предметные, метапредметные результаты), уровневой оценкой (прежде всего метапредметные результаты), или бинарной оценкой (метапредметные и личностные результаты).

К системам оценки качества образования на школьном уровне необходимо предъявлять требования к выстраиванию текущего оценивания результатов образования по предметным и метапредметным результатам, для чего должны быть описаны содержательно уровни оценок.

Относительно оценки личностных результатов образования на уровне школы необходимо максимально технологизировать оценивание не собственно результатов, а, прежде всего условий, приводящих к появлению этих результатов у учащихся. Таким образом, должна быть разработана система индикаторов процесса, которая позволит оценить образовательную программу школы и образовательную среду с точки зрения обеспечения условий для достижения учащимися личностных результатов и проявления их в специально организованных системах школьных событий.

В этом случае показатели мониторинга оценки качества образования не призваны фиксировать собственно личностные результаты учащихся на уровне школы, а обеспечивают:

фиксацию готовность школы технологично обеспечивать реализацию образовательной программы, приводящей учащихся к личностным результатам образования;

фиксацию личных внеурочных и внеучебных результатов учащихся как индикаторов проявления личностных результатов образования.

Непроявленность личностных результатов образования в этой связи может свидетельствовать лишь о недостаточных условиях, обеспечивающих их достижения в рамках образовательной программы

 

Описание механизмов оценивания качества образования

Механизмы оценивания качества образования инструментально универсальны для оценки результатов образования детей в 5-8-х классах и для оценки условий реализации основной образовательной программы ступени. Однако содержательно эти механизмы имеют специфику реализации при оценке разных типов результатов учащихся, различных видов условий реализации основной образовательной программы ступени (материально-технические, кадровые и др.)

Фиксируется три механизма: балльная оценка, уровневая оценка и бинарная оценка.

Балльная оценка предполагает предварительное описание норм оценивания в баллах. Для этого

образовательным учреждением выбирается шкала (или шкалы) оценивания (5-тибалльная, 10-балльная, n-балльная);

содержательно описывается, по каким признакам оцениваемого объекта необходимо ориентироваться для фиксации оценки в виде балльной отметки;

описываются состояния оцениваемого объекта через конкретизацию выделенных признаков объекта оценивания;

каждому состоянию оцениваемого объекта ставится в соответствие определенное количество баллов.

Балльная оценка традиционно применяется в школе для оценивания предметных результатов учащихся. Это наиболее быстрый в реализации механизм оценивания предметных результатов учащихся. Однако его существенным ограничением является содержательная «свернутость» результата оценки. Непосредственно балл лишь обобщенно характеризует объект оценки. Для обеспечения формирующего воздействия балльной формы оценки на деятельность и личность учащегося необходимо разворачивать балльную отметку содержательно. Для этого каждый раз необходимо обращаться к нормам балльного оценивания, либо снабжать балльную отметку развернутым пояснением.

Однако есть вариант балльного оценивания, некоторых объектов оценки, который обеспечивает возможность дифференцированной фиксации максимального количества баллов в зависимости от особенностей этого объекта оценивания. Если объект оценивания состоит из отдельных блоков (модулей) и возможно оценивать полноту представленности в объекте оценивания всех его составляющих. Например, если всего составляющих в объекте оценки в идеальном состоянии всего 7, а в результате оценивания выявлено на момент оценивания наличие только 5 составляющих, то результат оценки может быть зафиксирован балльным выражением в формате «5 из 7». Такой способ оценки результатов детей наиболее подходит для фиксации целого комплекса результатов (5 из 12 грамотностей сформированы на высоком уровне, 6 из 15 учебных модуля освоены на высоком уровне, 7 из 12 требований к условиям обеспечены в полном объеме и т.д.)

Уровневая оценка подразумевает предварительное содержательное описание уровней, фиксирующих состояние оцениваемого объекта и описание признаков и способов диагностирования, обеспечивающего отнесение состояния оцениваемого объекта к одному из описанных уровней.

Для реализации уровневого оценивания необходимо формировать навык быстрой ориентации в уровнях оценки, либо максимально визуализировать описания этих уровнях непосредственно в инструментарии оценивания. В этой связи наиболее адекватным инструментарием для осуществления уровневой оценки является электронный инструмент, позволяющий задавать визуально уровни оценивания.

Для обеспечения формирующего воздействия уровневого оценивания не менее важно обеспечить получателя информации о результатах уровневого оценивания инструментов содержательной «расшифровки» уровневой оценки – инструменты, позволяющие на языке, понятном получателю информации, представить содержательное описание уровня, обозначенного в результате оценки и при необходимости содержательные описания более низких и более высоких уровней, характеризующих состояние оцениваемого объекта.

Уровневое оценивание наиболее эффективно применять для оценки результатов образования (прежде всего метапредметных результатов). Однако эффективно применять такой механизм оценки и для оценки условий реализации основной образовательной программы ступени общего образования (прежде всего кадровых условий реализации ООП ступени общего образования).

Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п. Такая оценка позволяет фиксировать результаты наблюдений за состоянием оцениваемого объекта, а затем анализировать качественно частоту и характер фиксируемых в бинарной оценке наблюдений. Применительно к личностным результатам учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ступеней общего образования возможно формирование и перечня личностных результатов образования, перечень признаков под каждый результат, по которым можно судить о проявленности или непроявленности результата у конкретного ребенка, а также перечень вариантов событий, в которых те или иные результаты наиболее естественным образом могут проявляться детьми. Фиксация моментов проявления тех или иных личностных результатов ребенка позволяет визуализировать картину результатов наблюдения и обеспечить ретроспективный анализ достижения личностных результатов образования ребенка. При этом необходимо понимать, что оценивание личностных результатов образования ребенка строится на наблюдениях. Если некоторые личностные результаты не проявлены ребенком во внешнем пространстве, это не означает, что личностных результатов ребенок не достиг, возможно, это свидетельствует о том, что событийный ряд, в котором организовано формирование и проявление личностных результатов образования детей в рамках основной образовательной программы ступени общего образования не позволяет в полной мере учесть индивидуальные особенности конкретного ребенка. Тогда такая оценка оказывает формирующее воздействие на команду разработчиков основной образовательной программы образовательного учреждения и педагогов, обеспечивающих ее реализацию.

 

Описание механизмов реализации мониторинга: процедуры оценивания различных показателей, алгоритмы  деятельности субъектов, вовлеченных в мониторинг, возможные планы-графики проведения мониторинговых исследований, периоды сбора данных

 

Мониторинг оценки качества основного общего образования будет осуществляться в двух направлениях:

на регулярной основе, 1 раз в год, с уровня каждой школы   будет проводиться мониторинг оценки качества образования, который будет исследовать школьные системы оценки качества основного общего образования (далее – Регулярный мониторинг);

в варианте инициативного само-мониторинга школы могут принять участие в мониторинге оценки качества основного общего образования, в рамках которого будет фиксироваться какие оценочные процедуры наиболее востребованы и распространены в школах (в разрезе предметных, метапредметных и личностных результатов), какие наиболее распространенные способы  фиксации результатов оценки качества используются (далее – Инициативный мониторинг). Результаты этого мониторинга будут анализироваться в течение года, а формирование отчета будет происходить один раз в год.

Регулярный мониторинг

Регулярный мониторинг будет проводиться 1 раз в год в октябре. На основании основной образовательной программы ступени основного общего образования школы будут заполнять электронную форму, в которой по заданным показателям школы экспертируют свои системы оценки качества образования в разрезе предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Оценивается:

полнота оценочных процедур, осуществляемых в школе;

нормативная обеспеченность оценочных процедур;

инструментальная обеспеченность оценочных процедур.

Собираемые данные подтверждаются ссылками на основную образовательную программу и иные локальные акты школы, регламентирующие оценочные процедуры в школе.

Для сбора данных мониторинга школа определяет оператора электронного мониторинга. Один раз в год оператор  распечатывает систему показателей мониторинга и предоставляет распечатку директору школы. Директором школы организуется работа по сбору данных. Собранные данные предоставляются оператору для ввода в систему электронного мониторинга. До 30 октября текущего года заканчивается сбор данных и проводится агрегация этих данных на муниципальном, региональном и федеральном уровне.

По показателям регулярного мониторинга оценка ведется и балльная, и уровневая, и бинарная. Механизм фиксации оценки конкретизируется конкретным показателем.

В Регулярном мониторинге наиболее часто используемым механизмом фиксации данных будет бинарная оценка (да–нет, есть–нет).

Инициативный мониторинг

По всем типам образовательных результатов в рамках мониторинга будут разворачиваться оценочные процедуры. Система мониторинга, включающая инструменты для фиксации результатов оценочных процедур по всем типам результатов, в соответствии с требованием государственного контракта будет электронной.

В приложении представлены показатели и индикаторы электронного мониторинга раздельно по типам образовательных результатов. Отдельно разрабатываются и технологические таблицы, задающие индикаторы, источники данных под эти индикаторы, описания способов сбора данных и способов  фиксации данных по результатам оценки (разрабатывается отдельно в соответствии с моделью мониторинга оценки качества основного общего образования в рамках исполнения пунктов 1.1.3–1.1.5 государственного контракта.

В данном разделе представляются общие требования к представлению этих данных для дальнейшей технологической проработки электронных инструментов фиксации данных о результатах оценочных процедур в информационную систему, которая предполагается к разработке на втором этапе проекта и будет обеспечивать проведение мониторинговых процедур оценки качества основного общего образования (предметные результаты, метапредметные результаты, личностные результаты).

Примеры процедур оценивания качества предметных результатов учащихся:

·      Включенное наблюдение и фиксация его результатов,

·      Проведение контрольного чтения и фиксация его результатов,

·      Тестирование и фиксация его результатов,

·      Контрольная работа и фиксация ее результатов,

·      Проведение изложения и фиксация его результатов,

·      Устный опрос и фиксация его результатов,

·      Самостоятельная работа и фиксация ее результатов,

·      Беседа и фиксация ее результатов,

·      Контрольное чтение и фиксация его результатов,

·      Тест на читательскую грамотность и фиксация его результатов,

·      Диктант и фиксация его результатов,

·      Сочинение и фиксация его результатов,

·      Жанровое сочинение и фиксация его результатов,

·      Письменная дискуссия (например, в учебном форуме) и фиксация ее результатов,

·      Устный экзамен, зачет и фиксация его результатов,

·      Защита проекта (творческий экзамен) и фиксация ее результатов,

·      Проверка личного словаря ученика и фиксация ее результатов,

·      Зачёт и фиксация его результатов,

·      Письменная диагностическая работа и фиксация ее результатов,

·      Оценка портфолио и фиксация ее результатов,

·      Оценка публикаций (электронные и бумажные продукты) и фиксация ее результатов,

·      Наблюдение в процессе обсуждений и дискуссий и фиксация его результатов,

·      Письменная работа на основе комплекта диагностических заданий и фиксация ее результатов,

·      Конкурсы чтецов и фиксация их результатов,

·      Литературные конкурсы и фиксация их результатов,

·      Презентация (электронные и бумажные продукты) и фиксация ее результатов,

·      Написание отзывов, рецензий и фиксация их результатов,

·      Внешнее независимое тестирование и фиксация его результатов,

·      Оценка результатов проектной деятельности и фиксация его результатов,

·      Олимпиады и фиксация их результатов,

·      Сдача международных экзаменов и фиксация его результатов,

·      Оценка языкового портфолио и фиксация его результатов,

·      интерактивный портфолио и фиксация его результатов,

·      и др.

Под каждую такую процедуру оценивания в момент разработки электронной системы мониторинга в разрезе результатов образования будет создан тпповой (примерный) инструмент оценивания и фиксации.

Каждая школа в электронной системе мониторинга получает электронный кабинет. В электронном кабинете выставляются показатели и индикаторы под все типы результатов. Учитель или администратор имеет возможность выбрать, основываясь на личных предпочтениях и проявленных в ходе Регулярного мониторинга представлениях о школьных системах оценки качества образования, один или несколько типовых инструментов оценивания и фиксации оценки (балльное оценивание, уровневое оценивание или бинарное оценивание). Далее организуется оценивание данным инструментом или инструментом, созданным аналогично данному. Результаты оценки вносятся в систему электронного мониторинга. В случае самостоятельной разработки инструмента оценивания – в мониторинговую таблицу вставляется файл с описанием инструмента оценивания.

 По окончании учебного года (в июне текущего года) школа получает сводную статистику применения и разработки инструментов оценивания и участия в системе электронного мониторинга.

Сводные данные формируются также и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Процесс ввода данных в систему электронного мониторинга контролирует школьный оператор электронного мониторинга.

 

ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

image016

 Е.В.Старицкая

гатайск МБОУ СОШ № 12, учитель начальных классов

Руководитель ШМО

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, которое приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень умений, подлежащих формированию и оценке в начальном звене общеобразовательной школы, на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.

Предметом мониторинга являются как предметные умения, так и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Федеральный образовательный стандарт второго поколения дает перечень планируемых результатов по каждому предмету курса начальной школы, а также метапредметных результатов (освоенных обучающимися УУД). Но планируемые результаты в ФГОС прописаны для выпускника первой ступени обучения, а не для обучающихся каждой параллели. Это связано с различным планированием реализации содержания учебного предмета в разных УМК.

В связи с этим первым шагом в проведениии мониторинга была работа с выявлением тех предметных умений, которые должны быть сформированы на конец первого года обучения для всех УМК Поэтому появились технологические таблицы по предметам, где  отмечены умения, которые можно проверить в конце учебного года. Привожу пример такой технологической таблицы, которые я заполняю по всем учебным предметам.

Вторым моментом стало определение возможностей одновременного мониторинга наряду с предметными метапредметных умений, личностных результатов. В качестве инструмента сегодня выделяют интегрированные и комплексные проверочные  работы. Комплексная письменная проверочная работа позволяет проверить сформированность знаний и умений в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира и др.), т.е. в одной работе собраны задания на диагностику знаний и  умений по нескольким учебным предметам. Интегрированная проверочная работа дает возможность проверить все три группы результатов: предметные, метапредметные и личностные. Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД.

В конце  каждого учебного года школьникам предлагается интегрированная проверочная работа которая  включает комплекс заданий и позволяет определить уровень сформированности предметных умений по четырем предметам (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир) и некоторых УУД. 

 Также с первого класса выполняются задания по мониторингу метапредметных универсальных учебных действий  в рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». В пояснительной записке к  мониторингу метапредметных универсальных учебных действий подробно описана процедура проведения диагностики, оценки и анализа результатов. В 1-м классе предлагается контролировать только восемь УУД:

            регулятивные

·        умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей,

·        умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки;

познавательные

·        умение осуществлять логические действия: «анализ», «синтез», «сравнение», «классификация», «обобщение»,

·        умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Авторы выделяют этапы овладения УУД, которые положены ими в основу разработки диагностических работ.

1 этап – выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Его обозначают как «представление»

2 этап – осознанное применение способа при выполнении учебного действия. Этот этап обозначен как «способ»,

3 этап – применение способа в контексте учебной деятельности.

Выделяется два уровня владения УУД первоклассниками: 1 -действия по образцу; 2- ориентировка в свойствах УУД.

Обработка результатов мониторинга во 2-м и последующих  классах направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и классе в целом и выявление (при сопоставлении с данными мониторинга в 1-м классе) наличия прогресса в развитии у детей метапредметных УУД. С помощью диагностических процедур учитель определяет: 1) успешность выполнения каждым ребенком заданий трех типов (выполнение задания по образцу, ориентация в способе действия и описание способа действия) по каждому диагностируемому умению; 2) уровень сформированности (базовый, ниже базового) по каждому умению, группам умений (познавательные, регулятивные, коммуникативные) и в совокупности по всем диагностируемым умениям; 3) наличие или отсутствие прогресса в развитии метапредметных УУД у каждого ученика и в классе в целом при сопоставлении с результатами мониторинга 1-го класса: в – восьми повторно диагностируемых умений в целом; – повторно диагностируемых умений по группам; – каждого повторно диагностируемого умения; 4) рейтинг (от англ. rating – оценка, порядок) сформиро- ванности умений у каждого ученика и по классу в целом. Обработка результатов диагностики в рамках мониторинга осуществляется в два этапа: 1) первичная обработка результатов выполнения ученика- ми диагностических заданий с помощью мини-таблиц; 2) обработка данных с помощью электронных сводных таблиц, созданных в программе Microsoft Excel1

Результаты мониторингового среза  класса – это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Данные, полученные в результате проведения мониторинговых срезов в конце 2, 3, 4-го классов, в совокупности с результатами мониторинга 1-го класса позволят в полном объеме проследить и оценить динамику развития метапредметных УУД и предметных результатов за все время обучения в начальной школе.  Также необходимо оценить сформированность  личностных УУД учащихся. С этой целью на каждого ученика собирается портфолио (это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений (резюме, зачетная ведомость успеваемости, ведомости оценки деятельности в творческих, спортивных мероприятиях, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, документы, подтверждающие участие и призовые места в конкурсах всех видов и уровней), творческих, курсовых и проектных работ и отзывов, рецензий, высказываний – доказательство прогресса в развитии); сюда же вкладываются результаты анкетирования учащихся и наблюдений учителя. Все выше перечисленные методики позволяют отслеживать сформированность предметных, метапредметных и личностных УУД как каждого учащегося, так и в целом всего класса.

 

После коллективного обсуждения никто не остался равнодушным. Особенно когда перешли к такому важному этапу на уроке, как рефлексия. Ведь именно при осознании ребенком своих действий, ощущений, достижений, он стремиться достичь большего, понимать цели своих действий, учится воспринимать происходящее через свои ощущения.

В конце педсовета учителя задумались о том, что если мы хотим вырастить думающих людей, умеющих ставить перед собой цели и достигать их, планировать свою жизнь, то надо все время быть креативным, неравнодушным, активным в поиске новых подходов в проведении уроков.

Ведь новая программа ФГОС дает возможности для личностного развития как обучающихся, так и учителей.

 

Презентации к педсоветам:

 

image018