Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течение его жизни успешно реализовать себя как личность, как представителя данного общества. Вредные привычки снижают продуктивность труда, не позволяют принести обществу ту пользу, на которую оно вправе рассчитывать, т. е. привычки, которые мешают человеку прилежно и квалифицированно трудиться; здесь речь, разумеется, идет о должном минимуме пользы, которую обязан человек принести за свою жизнь. Вредными следует считать те привычки, которые чем-либо вредят людям, окружающим данного человека: его близким, товарищам по работе, отражаются на их здоровье и работоспособности. Наконец, вредными нужно считать привычки, которые приводят к порче того, что создано людьми и ими используется или может быть использовано будущими поколениями. Все эти привычки в той или иной степени снижают социальную ценность человека, препятствуют гармоничному развитию личности. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными самим себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению, а при отсутствии у них достаточной активности формируется пассивное отношение к окружающему. С невниманием взрослых связано и формирование тех вредных привычек, в основе которых лежит плохо или неправильно усвоенный навык. Это может быть небрежное выполнение различных действий, недобросовестность, стремление отделаться минимумом усилий. Отсутствие контроля взрослых за правильным, тщательным, добросовестным выполнением действия приводит к тому, что ребенок, подросток, а потом и взрослый делают все лишь в «основном», формально, не задумываясь над тем, насколько далеко от этого в «основном» до подлинного выполнения данной работы. Если еще при этом взрослые не контролируют сроков осуществления действия, не учат начинать дело своевременно и доводить намеченное до конца, человек будет растягивать работу, переносить сроки ее окончания, находить оправдания некачественному и несвоевременному ее выполнению. Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, но проявляют беспомощность в реализации своих благих намерений, не умея правильно отнестись к тем или иным особенностям его поведения, не зная, как его проинструктировать, не имея должного терпения и настойчивости. Наконец, взрослые порой сами служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков или будучи не в силах от них избавиться. Вредные привычки можно разделить на три категории в зависимости оттого, на какой объект они преимущественно направлены: на самого себя, на других людей, на окружающие предметы. Существует, например, немало вредных привычек, которые, не принося вреда самому человеку, мешают окружающим. Это и привычка громко сморкаться, и чихать не сдерживаясь, и привычка бросать различные предметы где попало; последняя привычка вредна и для самого человека, так как в нужный момент ему приходится затрачивать немалые усилия для того, чтобы найти предмет, который следовало бы всегда держать в определенном месте. Существенно отягощать совместную жизнь взрослых и детей могут не только вредные привычки, но и вполне законное и неизбежное порой желание их исправить, когда родители, наконец, спохватываются и начинают бороться с тем, что выработалось благодаря их беспечности и невниманию и что вовремя было бы довольно просто предотвратить. Именно по этой причине родителям приходится без конца напоминать своему сыну или дочери: «Ты опять не повесила одежду», «Ты опять хлопнул дверью», «Ты опять разбросал свои вещи», «Ты опять не вымыла руки» и т. д. – и заставлять их сделать необходимое. В результате возникает и поддерживается атмосфера недовольства, раздражительности, жизнь заполняется мелкими ссорами и конфликтами. Можно назвать множество в той или иной степени вредных привычек. К ним, в частности, относится и привычка к употреблению нецензурных выражений. Однако особая группа вредных привычек – злоупотребление алкоголем и курение, их относят к так называемым пагубным пристрастиям. В чем же сходство между ними и прочими привычными действиями и в чем различие? Сходство заключается в том, что все это привычные действия, укореняющиеся в результате повторения, и все они предметно направлены, а также в том, что все приносят вред. Курение и употребление алкоголя – пагубные пристрастия, значит, особенно вредные, порой гибельные. Пагубные пристрастия являются сущностными, характерологическими привычками человека – формируется особый психический склад человека, особый его характер. Правда, следует отметить, что по степени вреда на центральную нервную систему и организм в целом, по скорости развития пристрастия наркотические вещества значительно различаются. Например, пристрастие к курению табака развивается довольно быстро, но глубоких изменений личности, ее деградации при курении не происходит, вред курения сводится, главным образом, к нарушениям в состоянии здоровья и тем неудобствам, которые несет с собой потребность все время обращаться к сигарете независимо от окружающих условий, обстановки и т. д. Напротив, спиртные напитки человек в течение некоторого времени может периодически употреблять без того, чтобы сделаться алкоголиком, хотя алкоголизм начинается с этого. Сначала употребление алкоголя – просто вредная привычка и лишь потом - пагубное пристрастие. Вместе с тем в отличие от курения алкоголизм означает и постепенную деградацию личности, нарастание степени психической и физической инвалидности. Еще более опасны другие наркотические вещества – производные опия, барбитураты. К ним пристрастие развивается особенно быстро, и они ведут к полной деградации личности и полному истощению организма. Понятие о наркомании, ее разновидностях, особенностях ее развития, ее опасности в первую очередь должны иметь родители и педагоги. Сегодня уже не секрет, что почти каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние десять лет среди подростков в 42 раза. При прочих равных условиях очень важную, порой определяющую роль играет особый склад личности, формирующийся в процессе воспитания и вместе с тем зависящий от врожденных особенностей психики. Не случайно при одних и тех же условиях жизни одни люди становятся алкоголиками, наркоманами, другие – нет. Какие же черты личности предрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт? Первый вариант. Ребенок не находится под должным контролем родителей, которые руководили бы его действиями, ставили бы перед ним определенные цели, задачи и следили за их достижением, приучали бы преодолевать трудности. В результате такого воспитания у него вырабатывается способность самостоятельно ставить перед собой какие-либо цели, а следовательно, и проецировать свои действия на будущее. Это порождает безответственность в поведении, т. е. неспособность или нежелание предвидеть или учитывать последствия своих действий. Не обладая навыками сознательного усилия над собой, которые могут вырабатываться лишь в ходе сложной деятельности, подчиняемой достижению какой-либо более или менее отдаленной цели, он сразу выбирает путь наименьшего сопротивления, тот, который не требует от него особых усилий и вместе с тем сулит немедленное удовольствие. При этом стремление к удовольствию как единственно приемлемому результату действия полностью определяется фактом упрощенности его деятельности, неспособностью ставить перед собой достаточно отдаленные и сложные цели. Второй вариант. Родители делают из ребенка кумира: его постоянно и безосновательно хвалят, восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности, совершенно не замечая недостатков и не реагируя на его неправильные действия. Атмосфера неумеренных похвал, восторгов, а заодно немедленного удовлетворения всех желаний ведет к завышенной самооценке, развитию неоправданных, непомерных претензий, нетерпимости к любым отказам. Он не способен критически взглянуть на свои поступки и должным образом их корригировать. Оторванность от реальности, неспособность найти место среди других людей, объективно оправдываемое его достоинство ведет к срыву в случае какого-либо неодобрения, неудачи или даже просто реальной оценки его личности и его действий. Для такого человека наркотическое средство оказывается вполне приемлемым способом достижения душевного равновесия. Третий вариант. Родители жестко регламентируют деятельность ребенка, осуществляют мелочный контроль за ним, постоянно поучают и наставляют, строго одергивают, жестко диктуют, с кем можно водиться, а с кем нет, что можно делать, а чего нельзя и т. д. В результате такого воспитания могут формироваться различные дефекты характера: не вырабатывается способность отличать важное от неважного, существенное от несущественного в поведении его самого и других людей, он по-настоящему не знает, что хорошо и что плохо, а следовательно, и не имеет навыков самоконтроля, самостоятельной регуляции своего поведения, собственных критериев его оценки. Испытывая такие трудности, человек или приобретает склонность усваивать все обычаи своей среды, подражать поведению других людей, сколь бы пагубным оно порой ни было, или же нуждается как бы в психологической поддержке, которую он не может обрести в общении с другими людьми, и поэтому при определенных условиях оказывается склонным к наркотизации. Все эти черты психики явно формируются в подростковом возрасте, хотя закладываются намного раньше. В подростковом возрасте они начинают реально сказываться в поведении и вместе с тем в ходе его закрепляются. Это связано с тем, что родители контролируют подростков меньше, чем детей более раннего возраста, сфера же их деятельности расширяется. Подростки в силу психологических особенностей возраста склонны порою противопоставлять себя окружающему миру, взрослым. И в этом для них приобретают «как особенности их поведения, имеющие демонстративный характер, так и разного рода приметы их независимости и противопоставленности взрослым». Таким образом, особенности формирования вредных привычек наглядно демонстрируют тесную связь, существующую между эмоциональной сферой, потребностями и деятельностью человека, а также связь между характером воздействия на ребенка в процессе его развития и особенностями протекания в его нервной системе определенных процессов. Действуя первоначально на эмоциональную сферу, наркотические вещества затем превращаются в потребность и в этом качестве преобразуют деятельность человека; меняются при этом и такие высшие черты его характера, как взгляд, убеждения, его мировоззрение.
|
- 1.1. Основные сведения
- 1.2. Структура и органы управления
- 1.3. Документы
- 1.4. Образование
- 1.5. Образовательные стандарты, ФГОС
- 1.6.1. Руководство
- 1.6.2 Педагогический состав
- 1.7. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
- 1.8. Стипендии и иные виды материальной поддержки
- 1.9. Платные образовательные услуги
- 1.10. Финансово-хозяйственная деятельность
- 1.11. Вакантные места для приема (перевода)
- 1.12. Доступная среда
- 1.13. Международное сотрудничество
- 1.14. Организация питания в ОО
- 2. Антикоррупционная деятельность
- 3. Антитеррористическая деятельность
- 4. Информационная безопасность
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Наставничество
- Педсовет
- ГИА и ВПР
- Здоровье сберегающая деятельность, социально-психологическая служба
- Инклюзивное и индивидуальное обучение
- Штаб воспитательной работы
- «Социальный сертификат дополнительного образования»
- 500+
- Спорт
- Вакансии
- Профессиональный стандарт педагога
- Вход